Концепция общественного музея:
«Ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, расширить знания о родных местах»
1. Наименование базовой организации: КГУ «Борисовская средняя школа отдела образования Атбасарского района»
2. Профиль музея: историко-краеведческий
3. Утверждение программы: Приказ по школе , 2005 год
4. Целевая группа: учащиеся школы, родители
5. Ф.И.О. автора: Буряк Галина Владимировна, учитель истории
6. Название населенного пункта: Акмолинская область Атбасарский район село Борисовка
Название музея:
Историко-краеведческий музей «Малая Родина»
1. Адрес: Акмолинская область, Атбасарский район, село Борисовка, КГУ «Борисовская средняя школа отдела образования Атбасарского района»
2. Эмблема музея:
3. История создания:
Почему так важна связь поколений, сохранение традиций своей семьи?
Мир, в котором мы живем, постоянно напоминает нам о давно минувшем прошлом.
И именно память о прошлом помогает нам не стать «людьми без роду и племени», ведь благодаря ей мы ощущаем свою «родовую принадлежность». Те же, кто давно ушел, не канут в небытие, пока их помнят потомки. Вот поэтому началась работа по сбору материалов для школьного краеведческого музея. У ее истоков стоял учитель истории Василий Иванович Бочкарь и директор школы Кудерко Тамара Александровна.
Кропотливая работа по созданию школьного историко-краеведческого музея в Борисовской средней школе началась в 2005 году.
Систематически накапливались подлинные документы, фотографии, экспонаты, оборудовались стенды с различной тематикой: «История моего села», «История родной школы», «Односельчане в Великой отечественной войне» и другие.
Многие сведения, собранные из устных источников, были противоречивыми, что потребовало проверки и уточнения через архивы, сельские администрации.
4. Цель создания: сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, привлечение к поисково-исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к культурному наследию.
5. Технические данные:
Школьный историко-краеведческий музей расположен в помещении школы с изолированным входом. Общая площадь помещения музея – 22 м2, экспозиционная площадь – 19 м2. Созданы благоприятные условия для хранения экспонатов. Подлинные экспонаты размещены на специальных стеллажах, фотографии находятся на стендах и в специальных коробках.
6. Режим работы: пятница, часы работы: 15.00-17.00
7. Количество посетителей: посещение музея школьниками с 1 по 11 классы, согласно учебной программы, краеведческая работа туристического клуба «БЭМС», кружковая работа.
8. Руководитель музея: Буряк Галина Владимировна, стаж работы в должности руководителя музея 8 лет, высшее
образование, специальность по диплому - учитель истории.
Задача музея: - воспитание интереса к истории родного села Борисовки, понимание ценности памятников истории и
культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея.
- приобщение подрастающего поколения к нормам, образцам и ценностям подлинной культуры, воспитание и развитие познавательных интересов учащихся, формирование предметно- образных представлений, расширение и углубление исторических знаний на основе подлинных документов прошлого.
- поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе.
10. Образовательные задачи музея: Материалы и экспозиции музея регулярно используются в образовательном процессе школы. Музей позволяет раскрыть все стороны жизнедеятельности края, являясь его «наследием».
Материалы, экспонаты и экспозиции музея используются при проведении уроков истории, географии, литературы, биологии в школе.
11. Основное направление музея – поисково-исследовательская функция. Главные пути поисково-исследовательской работы музея - ученический поиск, активная творческая работа самих школьников.
Основным путем комплектования плана этой работы в школьном музее является осуществление трех уровней краеведческой работы школьников:
- Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем.
- Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной
деятельности.
- Изучение школьниками родного края в процессе углубленного исследовательского поиска,
предоставляющего научный интерес.
В научно-исследовательской работе учащихся важное место занимает сбор и изучение материалов связанных с:
- первыми сведениями о переселенцах из Украины;
- материалами об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- героическими военными и трудовыми подвигами борисян;
- летописью родной школы (первое упоминание, место расположения, сведения об учителях и выпускниках школы).
13. Разделы и экспозиции музея:
1). История села Владимиро- Борисовки с момента образования. Переселенцы из Украины.
2). Образование артели «Великий путь»
3). Односельчане в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года
4). 50-летие колхоза им. В.И.Ленина
5). Герои ВОВ.
6). «Сельский учитель» Основание трёх школ на территории села, их дальнейшая история, современная школа.
14. Формы работы школьного музея:
- экскурсии;
- уроки в музее;
- занятия с активом;
- классные часы;
- тематические линейки;
- встречи с односельчанами.